Многие директора используют бизнес-карты под личные нужды, не видя в этом никакой беды. Почему их бухгалтеры хватаются за голову, а многие специалисты рекомендуют так не делать? Откуда вообще берется идея об использовании карт для своих трат? Предлагаем разобраться вместе!
Почему директора так поступают?
В большинстве случаев виной всему «добрые» советы сотрудников банка, которые рассказывают о преимуществах использования бизнес-карт. В результате директор получает карту, привязанную к расчетному счету компании, и для удобства начинает периодически совершать личные покупки. Увы, даже самые вдумчивые и разумные руководители могут просто не знать о том, чем это может грозить в последствии.
Еще один вариант прост до безобразия — директор не является собственником и просто использует деньги компании в целях наживы. К сожалению, и такое тоже встречается.
В чем опасность?
Есть несколько причин, по которым мы не рекомендуем поступать подобным образом.
Финансовые риски
Действительно, траты, совершенные с бизнес-карты, обойдутся значительно дороже, ведь с них придется заплатить налог. При ОСНО это будет 20%, а при УСН 15%. И это не самая большая проблема.
Настоящие неприятности начинаются, если фирма планирует объявить себя банкротом. Дело в том, что все сделки, которые невозможно будет доказать, как совершенные в интересах фирмы, будут признаны ничтожными. А значит вашему директору придется вернуть все, что он потратил на себя. Представляете, о каких суммах может идти речь?
Вопросы со стороны налоговой
Даже если директор подумал о том, чтобы замаскировать свои личные расходы, этот номер проходит не всегда! Если налоговая обнаружит подмену или сочтет траты необоснованными, то вам доначислят вышеупомянутые налоги, а также не забудут добавить набежавшие пени и приправить штрафами.
Вопросы со стороны других собственников компании
Когда остальные собственники мало интересуются делами предприятиями, не самый честный и ответственный директор (иногда даже не входящий в их число, а являющийся наемным работником) расслабляется и начинает использовать деньги фирмы в своих интересах. Проблема в том, что всплыть все это может в любой момент, стоит лишь одному из собственников заказать внеплановую аудиторскую проверку.
И здесь последствия могут быть самыми печальными, потому что на этот случай имеются статьи уже из Уголовного кодекса — «присвоение и растрата» и «злоупотребление полномочиями».
Что делать?
Если вы — тот самый директор, то прочитать материал, хорошенько подумать и (лучше всего) отказаться от использования бизнес-карт в своих целях.
Если же вы — бухгалтер и обнаружили подобные действия, то можно:
- поговорить с директором, объяснив все риски;
- предоставить информацию собственникам компании;
- грамотно оформить эти расходы (об этом ниже).
Мы крайне не рекомендуем молча исправлять ситуацию, т.к. таким образом бухгалтер берет ответственность на себя! Лучше переговорить с директором и/или собственниками, поставив их в известность относительно самой ситуации и рисков, связанных с ней.
Оформляем расходы
Оформить личные расходы директора можно следующим образом:
- Оформить траты, как заем у компании. Тут все просто — суммы являются беспроцентным займом. Если директор не собирается возвращать их, то через 3 года бухгалтер спишет всю сумму в расходы, как безнадежный долг.
- Замаскировать личные траты под расходы компании. Самый опасный и не всегда возможный вариант. Вряд ли в налоговой поверят в то, что поездка в Египет пару раз в год является командировкой директора.
- Оформить, как подарок. Списать стоимость подаренного в налоговые расходы нельзя. НДФЛ со стоимости подарка нужно удержать при очередной выплате дохода директору.
Основная сложность трат с бизнес-карты в том, что прекрасно видно, в какой именно компании была совершена покупка. Такие расходы труднее замаскировать и оформить, в отличие от наличных. Помните, каждый шаг известен вашему банку!
Профессиональные бухгалтерские консультации
В сложной ситуации руководитель компании или даже сам бухгалтер может обратиться за консультацией к профессионалам. Специалисты подскажут, как выпутаться из сложной ситуации, как оформить нарушения и обойтись «малой кровью».
В компании «ПРОГРАММЫ 93» всегда готовы прийти на помощь!
Почему нам доверяют?
- Большой опыт работ. Он помогает нам заранее знать все подводные камни налогообложения и отчетности, а также избежать множества распространенных ошибок.
- Многопрофильность. У нас работают не только бухгалтера, но и юристы.
- Услуги от команды специалистов. Вы не зависите от одного человека и получаете многоуровневую проверку работ.
Позвоните нам по номеру телефона, указанному на сайте или заполните форму обратной связи, чтобы сотрудники компании сориентировали по точной стоимости и рассказали, как начать сотрудничество.