Программы 93

Разбираемся с 115-ФЗ. Какие требования банков правомерны? Как себя вести при запросах?

Прикрываясь законом № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» банки запрашивают у компании подчас настолько обширную информацию, что возникает вопрос — как это может относиться к делу? Мы предлагаем подробнее рассмотреть закон и разобраться, что из требований банков являются правомерными, а с чем можно поспорить.

Что требуют банки от своих клиентов?

Иногда требуемая информация вызывает не только удивление, но и негодование руководителей. В качестве примера приведем выдержку из одного из банковским писем, полученного их клиентом. 

Любой руководитель не только удивился бы, но и возмутился подобному запросу, т.к. банк требует подробную информацию по многим вопросам, один только сбор и подготовка которой отнимет достаточно много времени. Но чтобы у клиента не возникало лишних вопросов, банк напоминает в письме:

А так как сроки даются, как правило, совсем небольшие, то приходится действительно бросать все и в срочном порядке собирать все необходимые документы для предоставления их в банк, чтобы снять с себя все подозрения. 

Предлагаем разобраться в том, насколько правомерны действия банка и может ли он действительно требовать все перечисленное.

Насколько правомерны требования банков?

Представители банков утверждают, что в своих действиях они опираются на Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов….» и Положения Банка России от 15.10.15 № 499-П «Об идентификации клиентов…». А согласно закону и положению, банки действительно имеют право произвести идентификацию клиента и проверять любые сделки, которые покажутся им подозрительными. Рассмотрим сами законы. 

В статье 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ говорится, что при проведении идентификации клиента, его представителя, выгодоприобретателя, а также обновлении информации о них банки вправе требовать представления соответствующих документов. Сюда входят:

Пункт 14 той же статьи устанавливает обязанность клиентов предоставлять информацию, необходимую для исполнения банками требований законодательства.

Теперь обратимся к Положению.  В нем конкретизируются полномочия кредитных организаций по истребованию документации и сведений от клиентов:

Что получается? Что право банков на истребования документации по закону и положению практически ничем не ограничено на сегодняшний день. Т.к. точного списка документов нет, то банк может подвести что угодно под понятие «иные документы, необходимые для исполнения требований законодательства».

Не право, а обязанность

Здесь стоит сделать небольшое отступление и объяснить один момент. Соблюдение законодательства — это не прихоть, а обязанность банка. Если представители финансовой организации не будут действовать в рамках закона, то их самих оштрафуют. И распространяется это на все, вплоть до времени, которое банк дает вам на предоставление информации. Поэтому не стоит спорить, пытаясь выторговать лучшие условия или сократить список — в первую очередь банк защищает собственные интересы и не будет рисковать собственной репутацией и деньгами ради вас. 

Что будет, если отказаться предоставить информацию?

Последствия могут идти по нарастающей:

Лучше всего не доводить до такого, а соглашаться с требованиями банка и предоставлять всю необходимую информацию. 

Зона риска. Какие операции считаются рискованными?

Существует ряд указаний ЦБ РФ, в которых обозначены наиболее рискованные операции:

Кроме этого банк может проверить операции в следующих случаях:

Резюмируем. Что лучше всего делать?

Лучше всего не спорить, а собирать информацию для банка. Вы можете попытаться подать жалобу на банк в ЦБ, но учтите, что скорее всего действие вашего банка будут признаны правомерными с точки зрения закона (почему — мы уже объясняли выше). А вот блокировку счета или отключение интернет-банкинга можно успеть получить. Возможно, со временем будут введены какие-либо ограничения, но пока нам приходится работать с тем, что есть и основная задача — не понести потерь и с меньшей кровью разрешить ситуацию.

Помощь в ведении бухгалтерского и налогового учета

Специалисты по бухгалтерскому и налоговому учету знают все тонкости учета и помогут вам не только привести отчетность в порядок, но и, по возможности, сократить расходы.

Мы приглашаем обращаться за консультационными услугами, а также ведением бухгалтерского учета в компанию «ПРОГРАММЫ 93»!

Почему нас выбирают?

Позвоните по номеру, указанному на сайте или заполните форму обратной связи, чтобы мы могли сориентировать вас по стоимости ведения бухгалтерского учета и рассказать, как начать сотрудничество!